Вы уже ознакомились с нашими товарами?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Посмотрите, пожалуйста, налево! Посмотрите, пожалуйста, направо! А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить во всех подробностях, что вы только что увидели. Сложно? Вот и маленькому школьнику может быть сложно.

Важность раннего обучения

Очень эффективно для развития памяти малыша с раннего возраста начинать проводить с ним короткие развивающие игровые занятия. Ребёнок, не отстающий в психофизическом развитии, обычно уже с 1,5-2-х лет хорошо понимает обращённую к нему речь и даже способен давать ответы. Если между вами и малышом такой речевой контакт установлен, это главный признак его готовности к обучающим занятиям.

Вовсе не обязательно стремиться опробовать на своём ребёнке различные новомодные методики раннего развития. Достаточно, полагаясь на свой здравый смысл, попытаться пробудить в себе то педагогическое начало, которое во многих женщинах, ставших мамами, заложено природой. Вы, как никто другой, способны тонко чувствовать своё чадо и предугадывать его потребности. Следовательно, развивать его способности, в том числе и возможности памяти, вам вполне по силам.

Особенности детской памяти

Память — это способность психики воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Она является основой развития способностей ребенка, условием обучения, приобретения знаний и навыков. Память бывает:

  • Эмоциональная — запечатление в мозгу событий, связанных с переживаниями: радостью, страхом, огорчением.
  • Двигательная — заучивание различных физических действий формирует у детей ходьбу, бег, письмо.
  • Образная — способность запоминать информацию, полученную с помощью органов чувств. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной.
  • Словесно-логическая — направлена на заучивание текстов посредством слухоречевого аппарата.

Развитие каждого вида памяти начинается в определенном возрасте. На первом году жизни ребенок запоминает движения и эмоции. В двухлетнем возрасте у малыша начинает развиваться образная память, и только в 5-6 лет — стартует словесно-логическая. Кроме того, существует два вида сохранения информации: кратковременная и долговременная. Развитие последней принципиально важно для детей младшего школьного возраста. Ведь ребенку надо научиться запоминать материал на уроке и возвращаться к нему на контрольных или при выполнении домашнего задания.

Читайте также:  Год и девять месяцев ребенку психическое развитие

У детской памяти есть свои особенности. Важно знать, что у детей может быть лучше развита одна из них. Кто-то запросто запоминает информацию, которую записал, но не помнит того, что услышал. Другие эмоционально цитируют диалоги героев мультфильмов, но не могут вспомнить что учитель сказал принести к уроку. У мальчиков лучше развивается двигательная память, а у девочек — образная и долговременная. Для детей одинаково важны любые способы запоминания, поэтому развивать надо все виды памяти и предпочтительно это делать в игровой форме. Читайте больше интересных статей в нашем блоге.

Когда начинать тренировки памяти

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Среди психологов нет единого мнения о том, в какой период начинать развитие когнитивных функций. Некоторые специалисты предлагают обучение с раннего возраста. В таком состоянии дети особенно податливы и легко воспринимают информацию.

При принятии решения важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка

Когда начинать тренировки памяти

Другие утверждают, что уроки целесообразны со средней группы дошкольного возраста. В случае, когда у ребенка выявляются нарушения в развитии, коррекционные мероприятия нужно начинать как можно раньше. Особенно, если проблемы касаются интеллектуальной сферы (задержка психического развития, умственная отсталость).

Совет. На улучшение ситуации может уйти не один год, поэтому не стоит затягивать с помощью специалистов.

Развитие зрительной памяти у ребёнка

Для этого упражнения необходимы спичечные коробки или какие-либо другие, главное, чтобы они открывались или закрывались. Коробки необходимо склеить в виде башен. Одна башня должна состоять из трёх коробков, другая — из четырёх. В один из отделов, нужно положить пуговицу или любой другой предмет. Ребёнку, необходимо будет назвать, в какой башенке и в каком отделе спряталась пуговица. Далее, можно усложнить задачу и положить два предмета и уже в две башни.  Выполнять это упражнение можно с 3 лет.

Для того чтобы развить внимание и память, можно научить ребёнка работать с картинками и искать между ними отличия.

Ещё несколько упражнений для развития  зрительной памяти у ребёнка

  1. Необходимо разложить карточки с различными изображениями. Для начала, пусть их будет небольшое количество. После того, когда ребёнок рассмотрит карточки внимательно, нужно перевернуть их изображением вниз. Теперь, ребёнок должен назвать, что изображено на карточках. Со временем, задание можно усложнить, постепенно увеличивая количество карточек, а количество времени на обдумывание – уменьшать.
  2. Нужно разложить на столе несколько различных предметов, ребёнок должен запомнить, где что лежит. Через несколько секунд, необходимо убрать один предмет или заменить его другим, или поменять их местами. Малыш должен определить, что же изменилось. Можно поэкспериментировать, предложить ребёнку посмотреть внимательно на маму или папу. Через некоторое время, родитель должен выйти и изменить что-либо в своей внешности. Ребёнок должен понять, что изменилось в маме или папе.

Упражнение для развития памяти у детей должны освоить прежде всего родители,  чтобы помочь своему ребенку и научить его всему, чему научились сами.

Советы родителям:

  • Не заставляйте ребёнка выполнять упражнения, так как это может очень негативно на него повлиять;
  •  Убедите малыша, что у него хорошая память и что он молодец;
  • Помогите школьнику понять, какая память у него развита больше и посоветуйте применять её в учёбе.

Игры для детей 2-лет

  • Прятки во всех вариантах — от прячущейся под платочком мамы до запрятывания игрушек по комнате. Неизменно вызывает радость у детей, при этом активно развивает память, внимание, логику.
  • «Кто пропал?» Игрушки ставятся в ряд, после чего ребенок на мгновение отворачивается, а взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — угадать, кого нет на месте.
  • Вариации этой игры — поставить новую, дополнительную игрушку или поменять их местами, предложив ребенку восстановить порядок.
  • «Где ошибся художник?» Предложите ребенку «неправильную» картинку. Пусть он найдет, что нарисовано не так, как должно быть — корабли, летящие в небе, машина без колес и т. д.
  • «Делай как я» — называйте какое-либо действие, проговаривая его вслух («я шагаю», «я машу руками»), а ребенок должен повторять ваши движения. Превратите игру в «Путаницу» — говорите одно, а делайте другое.

Что влияет на запоминание ребенком

Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.

В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:

  • сравнение;
  • формирование ассоциаций;
  • умение противопоставлять новый опыт старому.

Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга. Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.

В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля. Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности.

«Чудесный сад»

В стране «Великой математики» есть чудесный сад. Там растут деревья, состоящие только из геометрических фигур. Можно попасть на экскурсию в этот сад, полюбоваться этими загадочными деревьями, но фотографировать их запрещено. Но зато можно их запомнить и потом нарисовать.

Для упражнения потребуются карточки с изображением  трех деревьев, состоящих только из геометрических фигур. У меня деревья получились вот такие.

«Чудесный сад»

План действий:

  1. Покажите ребенку карточку.
  2. Через 30 секунд уберите её.
  3. Попросите ребенка изобразить второе дерево из тех, которые он только что увидел.

Если будет слишком легко, то попросите нарисовать два дерева, например, первое и третье.

«Чудесный сад»

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.