Как быстро научить ребенка решать примеры в уме?

Многие дети, начиная с раннего возраста, интересуются цифрами и счетом.

Главная ошибка в обучении

Главная ошибка в обучении ребенка счету в уме – это сложение и вычитание по единицам. Например, чтобы получить 4, нужно сначала к 2+1=3, затем 3+1=4. Все это только приведет к плохой привычке – считать очень медленно. От такого счета ни один ребенок не будет умственно развиваться. Ведь, пока дети досчитают таким образом до 10-ти, пройдет несколько секунд. Также, не приучайте ребенка считать на пальчиках. Конечно, так проще всего будет научить первоклашку считать, но в дальнейшем это приведет к сложностям в обучении.

Ребенок должен уметь считать числовыми группами – десятками, сотнями, тысячами, но никак не единицами.

Когда учить детей счету

Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.

Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.

Когда учить детей счету

Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы дитя полюбил математику, родителям важно знать основные правила и зачисления обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны верно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые соображают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равновелико придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при визите репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут ведать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного несложнее взрослому и ребёнку.

Признаки дискалькулии

Маленьких детей учат считать не только для того, чтобы они хорошо знали математику, а для того, чтобы вообще развивалось логическое мышление, соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях. Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен уметь считать до 3-х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Если в детском саду идет некачественное овладение математическими навыками, то мы говорим о предпосылках дискалькулии, которая выражается в следующем:

  • У ребенка меньший диапазон счета, чем у его сверстников при норме развития.

  • При пересчете конкретных предметов, подводя итог, ребенок показывает на последний по счету предмет, вместо всей группы. Не отличает процесс от результата.

  • В процессе счета часто пропускает числа.

  • Не умеет правильно считать в обратном порядке, часто сбивается, что говорит о нарушении механизмов запоминания последовательности чисел, неспособности ориентироваться в числовом ряду.

  • В подготовительной группе ребенок-дискалькулик при счете предметов дотрагивается до них, передвигает руками, хотя в норме должен уже уметь пересчитывать глазами, одномоментно охватывать взглядом небольшое количество предметов.

  • Дети затрудняются сравнивать две группы предметов, особенно если они не стоят в ряд, находятся в разных местах. Путают понятия: «количество» и «величина». Например, при пересчете пальцев на руках взрослого и ребенка, на вопрос у кого больше у меня или у тебя отвечают: «у тебя».

  • Не различают количественные и порядковые числительные. Не понимают вопросы: «сколько» и «который по счету», отвечают на них одинаково.

  • Дети допускают ошибки при решении простейших задач. Часто не понимают или забывают вопрос задачи. Отвечают и действуют, не задумываясь, предлагая решение по аналогии с предыдущими заданиями.

  • Не узнают в задаче числовые данные, записанные словами.

  • Путаются в назывании геометрических фигур. Не узнают квадрат, если он находится в другом ракурсе, в перевернутом виде, в условиях наложения других фигур.

  • Путаются в пространственных отношениях, которые обозначены словами «между», «после», «перед», «последующий», «предыдущий».

  • В школе на уроках математики дети с дискалькулией показывают низкий уровень мыслительных операций, особенно, если задание сформулировано словесно, а не наглядно. Наблюдается недостаточный уровень словесно-логического мышления.

  • В течение урока у таких детей колеблется внимание, они легко отвлекаемы, не способны удерживать в памяти числовые данные.

  • Плохое зрительное восприятие, не усваивают начертания цифр, зеркалят, смешивают элементы цифр, плохо ориентируются в клеточках листа тетради.

  • Скудный словарный запас, не понимают терминологию: прибавить, увеличить, отнять, сложить.

  • Плохое состояние мелкой моторики пальцев рук. Цифры не пишут, а строят, как кубики в тетради, подставляя элементы цифр, пишут цифры снизу вверх.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей находить на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент вечно находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то дитя будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы отыскать результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и пришагать к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не всегда. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он опирается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен вначале развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько предметов одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Беспрерывные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить стремительность и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: ведая удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно скоро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников опирается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия дитя сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Так, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, необходимо назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – вначале добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, после делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые поступки.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых различными методиками.

Обучение счету дошкольника

Как можно научить ребенка быстро считать в уме? Прислушиваться к советам профессионалов. Они утверждают, что для малышей, которые ходят в садик обучение должно проходить в виде игры и желательно в 3 этапа.

Проще всего подготовить специальных помощников, например, фишки. Это могут быть на ваше усмотрение счетные палочки, спички, шашки и другие одинаковые фигурки. Одинаковые в данной ситуации ключевое понятие, т.к. малыш не должен отвлекаться. Как правило, дошкольнику проще усваивать счет до 5. После того, как он обучится ему, можно переходить к решению проблемы: как научить ребенка считать до 10.

Для начала разберите с малышом состав числа. Лучше объяснять на конкретных примерах. Если у него есть три конфетки, и одну он отдает в качестве угощения маме, сколько останется? Две. А это значит, что если от 3 вычесть 1, можно получить 2.

Обучение счету дошкольника

Затем необходимо разложить ребенку все пары, которые получаются с числами 1 и 2, а также поменять и местами, чтобы было понимание, что от перемены мест слагаемых результат не поменяется. Снова пробуйте пример с удалением одной конфетки из общей массы. Ваша задача – закрепить результат. Дальше попробуйте пойти от обратного и угостите ребенка, у которого есть 2 конфетки, еще одной. Сколько в результате получится? Так вы отработаете сложение.

Читайте также:  Цитрамон противопоказания при беременности

Не обходите вниманием и понятие нуля. Это крайне важно для полноценного обучения счету. Тем более, что объяснить полное отсутствие чего-либо не так и сложно. Достаточно разложить несколько предметов на столе, пересчитать их, а затем полностью убрать все.

Нужно постараться, чтобы для ребенка все эти действия стали автоматическими. Поэтому, продолжая занятия, регулярно возвращайтесь к таким, ранее пройденным примерам. Постепенно, разбираясь пошагово, вы сможете решить и такую проблему: как эффективно научить ребенка считать до 20, и 30, и 100.

Важные правила счета

Чтобы научить ребенка считать, нужно запомнить 5 основных правил обучения.

Дозирование подачи информации

Проводите по 3 урока в день, отводя на каждое занятие по 10 минут. Так малыш не устанет от обилия информации и не потеряет интереса к учебе.

Отсутствие ежедневного повторения

Мать учения — это повторение, но если говорить о нем в контексте математики, то повторять пройденный материал ежедневно не стоит. Возвращайтесь к изученному только тогда, когда оно понадобится вам для решения более трудных задачек.

Посильная сложность

Не кричите и не ругайте малыша, если процесс обучения проходит трудно. Может быть, какой-то пример для него и правда труден? Вспомните себя в детстве и просто подберите для ребенка более легкое задание.

Важные правила счета

Закрепление материала в обычной жизни

Не для всех малышей математика становится частью жизни — даже при ежедневных занятиях. Чтобы закрепить достигнутые результаты, считайте с вашим ребенком все, что «попадается» под руку: машины, листья на асфальте, яблоки в тарелке, котов на крыше, трамваи на улице.

Соблюдение этапов

Психологи говорят, что во время обучения материала ребенок проходит сразу три этапа:

  • привыкание (например, к терминам);
  • понимание сути изучаемого;
  • запоминание информации.

Не торопите его в процессе! Разговаривайте с малышом, сравнивайте предметы, упоминайте числа в разговоре, помогайте запоминать цифры.

Например, накрывая обеденный стол, проговаривайте, сколько тарелок на него ставите. Вы увидите, что уже через пару недель ребенок с видом профессионального счетовода будет рассказывать о том, сколько всего приборов стоит на столе.

Как научить ребенка считать в уме?

К сложению и вычитанию в уме стоит переходить уже после того, как ребенок достаточно хорошо освоил наглядный счет.

Вначале ребенок будет считать, прибавляя по единичке. Поэтому не торопитесь со сложными заданиями, пусть освоит те, что попроще, поймет сам принцип.

Еще одна важная деталь — на первых порах ребенку будет легче прибавлять большее к меньшему, потом слагаемые можно менять местами.

Как научить ребенка считать в уме?

Полезные советы:

  • Обучение должно проходить ненавязчиво, в веселой игровой форме. Самое главное, чтобы малышу было интересно. Не стоит нервничать и торопить время: кто-то учится очень быстро, кому-то требуется больше времени. Если у малыша что-то не получается, он не понимает — вернитесь на шаг назад, предложите более простой пример. Не давите на ребенка, если у него нет желания заниматься: лучше немного оставить его заинтригованным, нежели продолжать навязывать занятие, когда он уже не в состоянии удерживать внимание.
  • Не нужно заниматься, если ребенок или вы устали или у вас плохое настроение. На пользу это точно никому не пойдет.
  • Как показывает практика, ребенку гораздо интереснее складывать и вычитать там, где ситуация тесно связана с реальной жизнью, ему нужно понимать, зачем считать. Если мы ждем гостей, правильное ли количество приборов лежит на столе, всем хватит? Или сколько нужно взять угощения, чтобы у всех получилось поровну?
  • Очень полезно играть с детьми в разнообразные игры, в которых нужно считать. Домино, лото, всевозможные «бродилки» с бросанием кубика и фишками, другие настольные игры.

Умножение чисел в уме

Умножение – это многократное повторение числа. Если нужно умножить 8 на 4, это значит, что число 8 нужно повторить 4 раза.

8*4=8+8+8+8=32

Так как все сложные задачи сводятся к более простым, нужно уметь умножать все однозначные числа. Для этого существует отличный инструмент – таблица умножения. Если вы не знаете эту таблицу на зубок, то мы настоятельно рекомендуем первым делом выучить ее и только потом приниматься за практику устного счета. К тому же учить там, по сути, нечего.

Читайте также:  Омлет для годовалого ребенка — рецепты в мультиварке, духовке

Таблица умножения

Умножение многозначных чисел на однозначные

Сначала потренируйтесь в умножении многозначных чисел на однозначные. Пусть нужно умножить 528 на 6. Разбиваем число 528 на разряды и идем от старшего к младшему. Сначала умножаем, а потом складываем результаты.

528=500+20+8

Умножение чисел в уме

528*6=500*6+20*6+8*6=3000+120+48=3168

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Умножение двузначных чисел

Здесь тоже нет ничего сложного, только нагрузка на краткосрочную память немного больше.

Перемножим 28 и 32. Для этого сведем всю операцию к умножению на однозначные числа. Представим 32 как 30+2

28*32=28*30+28*2=20*30+8*30+20*2+8*2=600+240+40+16=896

Еще один пример. Умножим 79 на 57. Это значит, что на нужно взять число «79» 57 раз. Разобьем всю операцию на этапы. Сначала умножим 79 на 50, а потом – 79 на 7.

  • 79*50=(70+9)*50=3500+450=3950
  • 79*7=(70+9)*7=490+63=553
  • 3950+553=4503

Умножение на 11

Вот хитрый прием быстрого устного счета, который поможет умножить любое двузначное число на 11 с феноменальной скоростью.

Чтобы умножить двузначное число на 11, две цифры числа складываем друг с другом, и получившуюся сумму вписываем между цифрами исходного числа. Получившееся в итоге трехзначное число — результат умножения исходного числа на 11.

Проверим и умножим 54 на 11.

  • 5+4=9
  • 54*11=594

Возьмите любое двузначное число, умножьте его на 11 и убедитесь сами — эта хитрость работает!

Умножение чисел в уме

Возведение в квадрат

С помощью другого интересного приема устного счета можно легко и быстро возводить двузначные числа в квадрат. Особенно просто это делать с числами, которые заканчиваются на 5.

Результат начинается с произведения первой цифры числа на следующую за ней по иерархии. То есть, если эту цифру обозначить через n, то следующей за ней по иерархии цифрой будет n+1. Результат заканчивается на квадрат последней цифры, то есть квадрат 5.

Проверим! Возведем в квадрат число 75.

  • 7*8=56
  • 5*5=25
  • 75*75=5625

Раньше все считали без калькуляторов

3-года

Самое время обучить ребенка счету при помощи дидактических карточек. Вы можете приобрести специально разработанный материал или сделать самостоятельно.

Общие принципы для этого вида обучающего материала следующие:

  • Для одной цифры одна карточка;
  • Количество предметов на каждой должно соответствовать тому числу, которое она отображает. Недопустимо изображение на картинке посторонних изображений, которые могут отвлечь ребенка или привести к путанице при счете;
  • Необязательно наличие цифры, хороший вариант, когда она находится с обратной стороны. В таком случае вы сможете посчитать предметы, а после показать, как она выглядит. Наличие цифры на обратной стороне позволит, не смотря на основную картинку, понять, сколько объектов видит малыш;
  • В поле зрения ребенка должна находиться только та карточка, которую он изучает. Все остальные будут отвлекать, поэтому лучше их спрятать. При озвучивании определенной цифры, если ребенок будет видеть другое число, может произойти непроизвольное неправильное запоминание. Всегда держите перед ним только одну карточку, а остальные уберите за спину.

Вначале показывайте карточки по порядку возрастания. После того, как ребенок усвоит прямой порядок чисел, начинайте показывать их в обратном порядке и в разнобой. Если вы видите затруднение с определением числа, то вместе с ним посчитайте предметы. В течение дня хорошо несколько раз повторить последовательность чисел.

После освоения навыка работы с карточками можно обучать цифрам. Соотносите карточки с предметами, показывайте, как считать на пальчиках, чаще повторяйте последовательность цифр до десяти и обратно.

Если у ребенка возникают сложности со счетом, то предложите ему считать игрушки дома или все увиденное на прогулке. Пусть делает это как можно чаще. Важно при обучении счету соблюдать ряд правил:

  • Если малыш замешкался, то помогите ему, назвав следующую цифру. В случае, если он будет долго думать над тем, что он забыл, то может сложиться впечатление, что это очень сложный процесс. Оперативная помощь родителя позволит сохранить легкость в счете и простимулирует желание учиться дальше;
  • Обучите ребенка счету до 5-ти и только после полного усвоения приступайте к другим числам;
  • Обращайте внимание на то, насколько он соотносит цифру и количество предметов. Сформировав базу для счета, вы сможете переходить к более сложным арифметическим операциям.