Год и девять месяцев ребенку психическое развитие

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Возраст Навыки
1 месяц В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяц Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяц Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяц Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяц Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяц Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяц Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяц Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяц Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяц Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяц Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяц Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Познавательное развитие

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца – со стержня в горизонтальной плоскости; втулки – со шнура, шары – с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые – прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку – например, в кольцо, — и т.д.)

Социальное развитие

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

1. адекватно реагирует на мимику взрослого, возгласы одобрения или порицания;

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать. В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Речевое развитие

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д.

Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Моторное развитие

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, причем игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Уход за ребенком на девятом месяце

Так как малыш начинает передвигаться на большие расстояния и изучает соседние комнаты, необходимо проследить, чтобы окружающая среда была безопасна и в то же время интересна для ребенка.

Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, позволяйте делать ему самому некоторые вещи, например, во время купания давайте ему в руку мягкую мочалу, позвольте самому вытереться полотенцем, пусть пробует сам пить из чашки и так далее.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка — для этого отлично подходят массаж и гимнастика.

Продолжайте делать закаливающие процедуры — «воздушны ванны», водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.

Так как многие малыши к девяти месяцам обзаводятся зубами, то постепенно можно приучать ребенка к уходу за полостью рта. Для этого подходят специальные детские зубные щетки, которые можно приобрести в аптеке.

Приучайте к горшку, так если малыш проснулся в хорошем настроении, то сразу после пробуждения его можно посадить на горшок.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков; Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить; Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении; Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку; Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика; Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев; Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям; Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Что должен уметь ребёнок в зависимости от возраста

После рождения долгожданного малыша всех заботливых родителей, конечно же, интересует развитие их чада. Всеми ли необходимыми навыками он владеет? Правильно ли осваивает умения? Не отстаёт ли от сверстников? Со всеми вашими вопросами поможет разобраться medical-daily!

Умственное и психическое развитие детей

Развитие психики ребёнка в большей степени обусловлено генетикой, но насколько малыш реализует свой потенциал зависит от общения с другими людьми. Его недостаток может привести к необратимому отставанию психического развития.

В первые 4 года формируется 50% интеллекта, а к 8 годам – ещё 30%. Таким образом, на всю оставшуюся жизнь остаётся лишь 20%. До трёх лет ребёнок лучше всего усваивает знания, поэтому для этого возраста особенно важно, чтобы он получал как можно больше новой информации. Но это должно происходить с учётом некоторых особенностей, которые мы рассмотрим ниже.

Что влияет на развитие психики ребёнка

  1. Усвоению знаний способствуют исключительно положительные эмоции. Поэтому, если ребёнок будет постоянно испытывать негатив, то процесс обучения замедлится.
  2. Важное значение в приобретении информации также имеет импринтинг. Это мгновенное запечатлевание.

    Иными словами, это любовь или нелюбовь «с первого взгляда», которые определяют отношение ребёнка к конкретной ситуации, а также его желание получать новые знания.

  3. Дети крайне ненасытны в потребности получения новых впечатлений. У них очень быстро пропадает интерес к чему-либо, переключаясь на что-то новое.

    Прервать эту цепочку может только утомление малыша. Здесь важно найти «золотую середину», так как недостаток информации приводит к торможению развития психики, а её избыток – к переутомлению.

  4. По мере созревания центральной нервной системы у ребёнка появляется необходимость в усложнении получаемой им информации.

    Поэтому, чем старше малыш и чем выше интеллект, тем более сложные знания он требует.

Развитие двигательной активности у детей

Между моторным развитием и центральной нервной системой ребёнка имеется прямая зависимость. По мере созревания нервной системы у детей формируются новые двигательные навыки.

В первые 3 месяца внутриутробной жизни обеспечивается поддержание тонуса и простые движения тела. А во вторую половину беременности появляются рефлексы и хаотичные движения, которые прослеживаются в первый месяц жизни ребёнка. Также после рождения формируются более совершенные структуры нервной системы, чем обусловлено появление координированных, более сложных движений у детей.

Четвёртый месяц является важным для будущего становления произвольных движений, таких как прыжки, стояние на одной ноге и бег.

С шестого месяца начинает развиваться тонкая моторика. Анатомические структуры, отвечающие за неё, созревают к 1,5 – 2 годам, но функционально она совершенствуется на протяжении всей жизни.

До 5 – 6 лет развитие двигательной деятельности обусловлено генетическими особенностями, но в последующем на способности ребёнка оказывают влияние образ жизни и тренировка мышечной системы.

Что должен уметь ребёнок в зависимости от возраста

Сроки формирования движений у детей 1 года

ДвиженияСредний возрастГраницы нормы
Улыбка 5 нед. 3 – 8 нед.
Гуление 7 нед. 4 – 11 нед.
Держание головы 3 мес. 2 – 4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5 – 5,5 мес.
Переворачивания 5 мес. 3,5 – 6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8 – 8 мес.
Ползание 7 мес. 5 – 9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5, 7 – 10 мес.
Вставание 9 мес. 6 – 11 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5 – 12,5 мес.
Самостоятельное стояние 10,5 мес. 8 – 13 мес.
Самостоятельная ходьба 11,5 мес. 9 – 14 мес.

Самое раннее проявление правильного развития детей вы сможете наблюдать уже в 10 дней.

5 месяцев

* – Некоторые дети могут научиться переворачиваться с 3,5 месяцев, нормой является диапазон до 6,5 месяцев.

6 месяцев

* – Сидеть ребенок может пробовать с 4,8 до 8 месяцев, а ползать с 5 до 9 месяцев.

9 месяцев

* – Вариантом нормы считается, если это начнёт получаться с 6 до 11 месяцев.

11 месяцев

* – Нормой считается, если ребёнок научится стоять с 8 до 13 месяцев, а ходить – с 9 до 14 месяцев.

12 месяцев

Поощряем первые шаги

Если малыш стоит с поддержкой можно помочь ему сделать первый шаг. Предложите ребенку новую игрушку или большое яркое яблоко, так, чтобы он мог до него добраться, сделав несколько шагов вперед. Когда малышу трудно, и он начинает капризничать, приблизьте предмет, чтобы облегчить задачу.

Такое же действие можно выполнять, когда он стоит перед движущейся опорой, например, держится за стул или ходунки, в этом случае ребенок будет толкать опору перед собой, чтобы сделать первые шаги и приблизиться к предмету.

Развитие ребенка месяцев: что умеет в эмоциональном плане

Активный ребенок в 9 месяцев каждый день учится чему-то новому, что-то познает для себя, запоминает, анализирует.

  • Малыш учится открывать емкость (коробку, ящик, банку), наполнять чем-нибудь и закрывать ее.
  • Ребенок пытается познать возможности своего голоса. Конкретных слов у него еще нет, а вот поиграть со звуками — это он уже может. С помощью интонации пытается воспроизвести разные эмоции.

Кстати в воспроизведении эмоции ребенок во всю копирует родителей.

  • Малыш сейчас очень четко понимает настроение родителей, своего собеседника, и очень ловко отдает ту же эмоцию. Также выражает своей интонацией свои собственные эмоции: радость, грусть, голод, страх.
Развитие ребенка месяцев: что умеет в эмоциональном плане

Как раз сейчас время для демонстрации своего темперамента: одни детки улыбчивые и спокойные, другие то в смех, то в слезы.

  • Активно ползает.

Обеспечьте безопасность ребенку. Ему сейчас интересно абсолютно все: Мелкий мусор на полу, открытое окно, бытовая техника.

Нервно-психическое развитие

Отправляя малыша ползать по полу, не забудьте пропылесосить перед этим. Находя всякую мелочь, ребёнок в большинстве случаев потянет её в рот. А это может привести к тому, что младенец поперхнётся и инородное тело окажется в его дыхательных путях;

  • особый интерес в этом возрасте для ребёнка представляют различные игрушки с подвижными механизмами – рычажками и колесиками.
    • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

    Как играть с ребенком в месяцев?

    В этом возрасте полезны игры направленные на развитие мелкой моторики.

    Можно начинать играть с малышом в игры с простым сюжетом. Например, зайчик танцует, куколка пьет из чашки, лягушка прыгает.

    Малышу интересно собирать башенку из кубиков, вкладывать предметы в предназначенные для них отверстия или просто складывать их в коробку или банку.

    Любят малыши поиграть в прятки. Накройте платком небольшую игрушку и карапуз непременно захочет проверить, там ли она.

    Поиграйте с ребенком в «ладушки», «сороку-белобоку».

    Покатайте мячик, покидайте его в коробку. Показывайте и объясняйте как одевать колечки от пирамидки на палку, как вставлять один колпачок в другой.

    Какие игрушки подходят в данном возрасте?

    Игрушки в этом возрасте должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Это могут быть: погремушки, центры активности, пирамидки, кубики, колпачки, игрушки с веревочками, музыкальные игрушки, молоточки с пищалками, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами, игрушки для купания и другие. Можно сделать игрушки самостоятельно, например наполнить прозрачные пластиковые бутылки крупами, камешками или разноцветными бусинками. Только не оставляйте малыша одно с игрушками и предметами мелкого размера, чтобы он не подавился ими или не засунул их себе в нос или ухо.

    Конечно, природа многое заложила в Вашего малыша, но полностью раскрыться он сможет только благодаря Вам. Сейчас у малыша самое активное время для познания мира, помогите ему. Уделяйте ребенку больше времени, занимайтесь с ним, рассказывайте и показывайте ему всё, что ему интересно, и тогда его достижения не заставят себя ждать.

    Читайте также:  В Краснодарском крае за сутки коронавирусом заразились 176 человек